МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. Каменск-Уральский, ул. Центральная, 16, тел. +7 (3439) 393-542
«Золотая рыбка»
Детский сад №89
  
Профилактика жестокого обращения и безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних

Права ребенка 

Конвенция о правах ребенка

arton435

Я - родитель! Портал для ответственных мам и пап и всех, кто хочет ими стать!

Жестокое обращение с ребенком – это все формы эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие, заботы, пренебрежение, торговля или другие формы способные привести или приводящие к фактическому ущербу ребенка, его выживания, развития или достоинства.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми:

Физическое Сексуальное
Насилие над детьми

Отсутствие заботы

(пренебрежение основными потребностями ребенка)

Психическое (эмоционально дурное обращение)

  • Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка.

1) Поведенческие и психологические индикаторы:

задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и  играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2) Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

разные по времени возникновения;

в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

непонятного происхождения;

имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные  ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную форму; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной формы, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски ребенка»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносный сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания,  одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

следы травм различной давности;

родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

отсутствует обеспокоенность за  здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота ( псевдолюбовь)

повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера

  • Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

  • Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
            принижение его успехов, унижение его достоинства;

отвержение ребенка;

длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

принуждение к одиночеству;

совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

уступчивость, податливость;

ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

  • Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для     сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:

ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

может жаловаться на физическое нездоровье;

девочка может забеременеть;

ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

                   Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

Однако, существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

следы сексуального насилия;

запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

принять меры по оказанию помощи ребенку.

2. Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, соответствии с российским законодательством

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних,  подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);

Ст. 135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) ст. 110 (доведение до самоубийства); ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.

Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Профилактическая работа с воспитанниками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача дошкольного учреждения в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей дошкольного  возраста.

     В системе профилактической деятельности дошкольного учреждения выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех воспитанников в активную деятельность и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении воспитанников и семей, нуждающихся в особом     педагогическом внимании и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

 

ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Приказ начальника Управления образования от 02.05.2012 № 109 "Об участии в межведомственной профилактической операции "Подросток" в 2012 г."

План подготовки и проведения мероприятий в рамках областной межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток» в 2012 году.

Приказ начальника Управления образования от 22.12.2011 № 336 "О закреплении определенной территории муниципального образования город Каменск-Уральский за муниципальными общеобразовательными учреждениями"

Письмо Министерства общего и профессионального образоания Свердловской области от 20.04.2012 №030\3543 "О проведении профилатической операции "Подросток"

Федеральный закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г."Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Областной закон № 58-ФЗ от 28 ноября 2001 г."Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Областной закон № 73-ОЗ от 16 июля 2009 г. "Об установлении на территории Свердловской области мер по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей"

Постановление Правительства Свердловской области от 26.04.2004г. № 308-ПП "Об утверждении положения о порядке выявления и учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования в Свердловской области" (с изменениями и дополнениями).

Постановление Правительства Свердловской области от 26.03.2004г. № 206-ПП "Об утверждении примерных форм документов персонифицированного учета несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и порядка их заполнения в Свердловской области".

Постановление главы администрации города Каменска-Уральского от 26.05.2010 № 252 "О местах на территории города Каменска-Уральского, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию".

Постановление начальника Управления образования от 16.11.2006 № 193"Об утверждении Примерного положения о Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

Приказ начальника Управления образования от 21.04.2008 № 129 "Об утверждении Положения о порядке выявления и учёта детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего,основного общего, среднего (полного) общего образования"

Приказ начальника Управления образования от 26.01.2009 № 13 "Об утверждении Комплексного плана мероприятий органа местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» по профилактике наркомании среди несовершеннолетних на 2009-2011 г.г."

Приказ начальника Управления образования от 14.12.2010 № 245 "Об утверждении Плана мероприятий органа местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» по профилактике ВИЧ-инфекции в образовательной среде на 2011 год.

Приказ начальника Управления образования от 31.12.2010 № 258 "Об утверждении Комплексного плана мероприятий органа местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» по профилактике правонарушений несовершеннолетних и преступлений против них на 2011 - 2013 г.г."

Приказ начальника Управления образования от 15.04.2011 № 90 "Об участии в областной межведомственной комплексной профилактической операции «Подросток» в 2011 году"

Приказ начальника Управления образования от 05.09.2011 № 219 "О проведении тестирования обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений на выявление фактов употребления психоактивных веществ в 2011-2012 учебном году"

Письма Управления образования:

  • от 18.08.2010 № 01-17/1281 О предоставлении информации о детях, не посещающих ОУ;
  • от 27.08.2010 № 01-17/1336 "О совершенствовании работы по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми";
  • от 09.12.2010 № 01-17/2079 "О работе Детского кризисного центра и общеобластного телефона доверия";
  • от 13.04.2011 № 01-15/578 О совершенствовании работы по профилактике жестокого обращения с детьми.
  • от 18.10.2011 № 01-15/1697 о направлении информации о совершенствовании деятельности в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних для использования в работе .

Методические материалы

ПОРЯДОК межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций в Свердловской области при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

Об усилении антинаркотической профилактики в образовательных учреждениях

Электронная библиотека по вопросам профилактики

Методические материалы по профилактике жестокого обращения с детьми

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

Работа с родителями по профилактике наркомании

Памятка для детей и родителей о правах

Методические материалы по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекции

Профилактика наркомании для родителей и педагогов

Методические материалы по Интернет-уроку

Толерантность

Методические рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в МОУ

Методические рекомендации по организации выявления и оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, в МДОУ


Актуально

Разъяснения о выполнении пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ

 Решение выездного расширенного заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав в Восточном управленческом округе Свердловской области 26.06.2014г.

 Межведомственный семинар «Противодействие распространению среди обучающихся экстремизма, идеализации насилия и противоправного поведения» 08.09.2014г.

Презентация "Образовательная программа "Профилактика ВИЧ-инфекции с информационным текстом"

Об итогах проведения областных профилактических мероприятий: «Молодежь без пива», «Подросток – игла» в 2011 г.

Информация об участии муниципальных общеобразовательных учреждений в областном конкурсе социально-политических проектов «Будущее за нами!» в 2011 г.

Ежегодный доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Свердловской области по итогам деятельности в 2013 году.

 
сайт создан ТГ Дизайн вовремя